Информация,
  заметки, статьи

  о Сайте
  о Лошадях и спорте
 
о Лошадях на марках
  о Марках и филателии
  о Географии и странах

  Дополнительные разделы
[главная]     [каталог]     [темы]     [информация]     [гостевая]     [ссылки]
English version     Русская версия

Информация/о сюжетах /Римская почта Cursus Publicus


Римская почта Cursus Publicus

Сюжет этой марки, изображающий римскую дорожную повозку, был взят с хорошо известного барельефа с римского надгробия в городе Мария-Сааль в Каринтии (область в современной Австрии).

Марка таким образом отсылает нас к одному из аспектов развития почтовой связи, а именно к транспортировке пассажиров и почты, которая все более и более усовершенствовалась с течением времени.

Почтовая служба Римской империи - Cursus Publicus занималась доставкой почты и перевозкой гонцов и пассажиров.

Маршруты Cursus Publicus пересекали всю Европу, таким образом, их можно считать отдаленными предшественниками современной почтовой службы. Изображенная на марке дорожная сцена, очень ярко передает дух того времени, когда прекрасные римские дороги позволили осуществлять интенсивное движение и обмен между почтовыми станциями. Повозка представляла собой двуосный дорожный экипаж с тентом, состоящий из кузова с отделением для поклажи и передка, где сидел возница. В те дни пассажир нуждался в особом разрешении должностного лица, к тому же не существовало фиксированного расписания поездок.

Государственная служба связи, знаменитая Cursus Publicus была основана в Римской Империи во время правления императора Октавиана. Став цезарем, он создал регулярную тайную службу информации со специальным штатом курьеров на всех стратегически важных дорогах. На промежуточных станциях, помимо верховых курьеров, должны были содержаться легкие повозки, чтобы в случае надобности доставить тайного вестника прямо в Рим.

Расстояние между станциями составляло от 60 до 75 км, а через каждые 100 км на дорогах были постоялые дворы для отдыха и ночевки гонцов. Повозки принадлежали государству, оно же содержало жилые и хозяйственные помещения на станциях. В конюшнях бывало до 40 лошадей, (для главных дорог), повозки и телеги, а так же ветеринарные врачи, мастера по колесам и конюхи. Все эти служащие были наследственными государственными рабами. Лошадей для конюшен и корм станции получали в качестве натурального налога с местного населения. Во главе каждой станции, а иногда нескольких станций стоял управляющий (manceps), он занимал эту должность в течение пяти лет. Так же был специальный человек (сuriosi), который следил за тем, чтобы транспортные средства не использовались для посторонних целей частными лицами.

Право на почтовые услуги подтверждалось соответствующим сертификатом Один сертификат (evectiones) был для быстрой почты, другой (tractoriae) - для почты, которая доставлялась на повозках. Эти сертификаты подписывались преторианскими префектами и старшими служащими ведомств, и в ограниченных количествах, с неохотой, раздавались другим должностным лицам. Подобные сертификаты, выдавались и частным лицам.

Для передачи сообщений существовало два вида курьеров: статоры и табеллярии. Статоры отвечали за регулярную доставку корреспонденции в Рим и обратно. Табеллярии (от слова "табелла" - покрытые воском дощечки, служившие для письма) делились на три группы: "табеллярии публици" состояли на государственной службе, "табеллярии публиканорум" – были курьерами, выполнявшими поручения землевладельцев, а "табеллярии привати" – были почтальонами из числа рабов или вольноотпущенников. В качестве гонцов в основном использовались рабы из числа греков, галлов или нумидийцев, но особое предпочтение оказывалось рабам из далматинского племени либурнов, славившихся своей выносливостью. В среднем табеллярии за день преодолевали около 80 км. Профессия табеллярия была связана с определенным риском: в периоды гражданских войн каждая из враждующих сторон стремилась перехватить гонцов противников и завладеть почтой.

Позднее Cursus Publicus разделилась на две службы. Сursus velox – предоставляла верховых и вьючных лошадей для курьеров и должностных лиц, а так же легкие повозки, запряженные мулами для перевозки мелких или же ценных грузов. Cursus clabularis имела дело с перевозкой тяжелых грузов (продуктов питания, оружия, строительного леса, материалов и имущества дислоцируемых в другой район войск), она имела в своем распоряжении прочные повозки, запряженные двумя парами волов.

Римская почтовая служба "Cursus Publicus" просуществовала вплоть до падения Римской империи.

 
 

 
^
 
 
 
 
©  HORSE on STAMPS 2003 -  

 
 
Hosted by uCoz