Захириддин Бабур и "Бабур-наме"
Захириддин Мухаммед Бабур знаменитый узбекский правитель, государственный деятель, военачальник и литератор.
Завоевав Индию, в результате военных походов 1526-1527 гг., Бабур основал династию Бабуридов, больше известную в Европе как Великие Моголы. За время недолгого правления государством Бабур провел ряд реформ, которые обеспечили стабильность политической обстановки и улучшение уровня жизни в Индии. Много внимания он уделял развитию городов, распространению культуры и искусства. В своей столице Агре Бабур собрал вокруг себя немало выдающихся писателей, поэтов, художников, музыкантов, учёных, которым оказывал большое внимание.
Благодаря своим выдающимся способностям, Бабур вошел в историю не только как полководец и правитель, но также как ученый и поэт, оставивший богатое творческое литературное и научное наследие. Его перу принадлежат оригинальные лирические произведения (газели, рубаи), трактаты по мусульманскому законоведению, поэтике, музыке и военному делу.
Однако центральное место в творчество Бабура занимает бесценный литературный памятник прозы на узбекском языке — исторический труд “Бабур-наме”. Мемуары основателя династии Великих Моголов содержат не только жизнеописание и исторические факты, но и уникальную информацию о политических, социальных и культурных особенностях жизни того периода, приводятся описания природы и географии.
По богатству и разнообразию материала, по языку и стилю “Бабур-наме” стоит выше любой исторической хроники, составленной придворными летописцами того времени. Не удивительно поэтому, что в разные времена труд этот привлекал пристальнейшее внимание ученых всего мира.
По совокупности сведений и их достоверности “Бабур-наме” является самым важным и ценным историко-прозаическим трудом, не имеющим себе равных среди аналогичных сочинений, написанных в средние века в Средней Азии, Иране, Афганистане и Индии.
При внуке Бабура, императоре Акбаре, который был большим поклонником живописи, книга была украшена изумительными миниатюрами. Иллюстрации, выполненные в императорских мастерских по прямому указанию Акбара, продолжают традиции тимуридской миниатюры и являются непревзойденными шедеврами индийской миниатюрной живописи конца XVI века.