Информация,
  заметки, статьи

  о Сайте
  о Лошадях и спорте
 
о Лошадях на марках
  о Марках и филателии
  о Географии и странах

  Дополнительные разделы
[главная]     [каталог]     [темы]     [информация]     [гостевая]     [ссылки]
English version     Русская версия

Информация/о сюжетах /Художник Коломан Мозер (1868 – 1918)


КОЛОМАН МОЗЕР (1868 – 1918)


Портрет Коломана Мозера
Австрия, 1968 г.
(Михель № 1271)
Среди военных марок на кавалерийскую тему выделяется почтовая миниатюра Австро-Венгрии, созданная по рисунку художника Коломана Мозера (1868 – 1918). Осенью 2008 года исполнилось 90 лет со дня его смерти. Мозер считается крупнейшим мастером марочной графики.

В середине последнего десятилетия девятнадцатого века в искусстве Европы и США расцвел стиль модерн, нашедший ярчайшее проявление в прикладной графике. В эти годы полиграфисты уже имели в распоряжении довольно совершенное оборудование для типографской и литографской печати, продолжала совершенствоваться металлография. Обложки и переплеты книг, театральные программы и прейскуранты торговых фирм украшались орнаментами причудливых форм. Тема лошадиной головы в изящном изгибе нередко становилась украшением орнаментальной рамки и стала одной из визитных карточек модерна. К тому же в эту эпоху художники стали создавать свои оригинальные шрифты, так что произведения прикладной и книжной графики переживали эпоху перемен.

Для модерна характерны декоративно-плоскостная моделировка форм (в изобразительном искусстве), культ извивающихся линий (в декоративно-прикладном искусстве), свободная компоновка объемов в архитектуре. Мастера прикладной графики сразу же стали использовать все эти новшества, в результате чего появился совершенно новый стиль оформления журналов и газет, а также рекламных материалов.

В 1897 году в Вене возникло интереснейшее художественное объединение “Венский сецессион”. Оно оказало огромное влияние на всю дальнейшую эволюцию европейской графики. Художники-сецессионисты сдавали в архив принципы академического искусства и викторианского дизайна. Они ввели особое – “геометрическое” – построение произведений прикладной графики: строгая система рамок создавала своеобразный геометрический орнамент. Одним из разработчиков этого орнамента был замечательный график и мастер прикладной графики Коломан Мозер. Его отношение к иппологической теме исчисляется всего тремя марками, но они навсегда вошли в историю австрийского модерна и поэтому заслуживают внимания.

Кавалерийский патруль
Австрия, 1915 г. (Михель № 181)
Первого мая 1915 года в Австрии вышла почтово-благотворительная серия "В пользу вдов и сирот". Обращение художника к кавалерийской теме не было случайным. К счастью, нам многое известно об этом одаренном мастере и мы можем давать оценку интересующей нас марке на определенном историческом фоне и в контексте биографии художника. Коломан Мозер родился в марте 1868 года в Вене в богатой мелкобуржуазной семье. Он изучал живопись в Венской Академии искусств (мастерская художника Грипенкерля), а затем в Школе искусств и ремесел у известного живописца Франца Матча. Прославился Мозер своими новаторскими работами в Венском сецессионе (объединении, давшем миру сразу нескольких блестящих плакатистов и мастеров графики малых форм), в который вступил в самом начале существования этого уникального сообщества художников (в конце 1897 года). Работая в жанре афиши, журнальной обложки и книжного переплета, он выдвинул свою собственную концепцию произведения прикладной графики и при этом не забывал о малых формах.

"Кавалерийская марка" из "Военной серии" К.Мозера имеет номинал 5 геллеров. Благотворительная надбавка составила 2 геллера. Это редкий пример восьмиугольной композиции, к которой редко прибегали художники при изображении кавалерии (считалось, что сложная геометрия рамки сковывала пространство изображения).

Но восьмиугольник не повредил пространственным свойствам рисунка. Художник сохранил простор и трехмерность. Изображение представляет собой уравновешенную и гармоничную композицию. Всадники движутся справа налево, создавая ощущение трудного военного похода. Они спускаются с холма. Мозер не был баталистом, но эстетика геометрического стиля позволяла вписать в заранее начертанную рамку любой “знаковый набор”. На этот раз таким набором стали абрисы четырех кавалеристов. Они почти силуэтны и зритель лишен возможности познакомиться с деталями обмундирования и шпор, но контуры всадников очень тщательно проработаны.

Концепция Мозера предусматривала геометризацию графического объекта, будь то плакат, этикетка для коробочки, наклейка для флакона духов, книжный переплет или почетный диплом. В те годы многое в области графики малых форм определяли шаблоны банкнотного дизайна. Почтовую открытку и марку по праву считали официальным, высоким жанром, к ее оформлению относились в высшей степени серьезно. Проекты готовили академики и профессора, а утверждали их монархи и президенты.

Именно в этот период сверхофициального и сверхтрепетного отношения к прикладной графике с государственной символикой и пришел в почтовый дизайн тридцатипятилетний художник Коломан Мозер. Он создавал эскизы почтовых марок Лихтенштейна, Боснии-и-Герцеговины и, конечно же, Австрии.

Говоря о мозеровских марках, нельзя не упомянуть имя легендарного гравера Фердинанда Ширнбека – виртуозного мастера гравюры. Он был учеником талантливого венского гравера Лауфбергера. Имея всего один глаз, Ширнбек добился огромных успехов в гравюре на металле (успешно работая при этом и в технике гравюры на дереве). Он гравировал портреты и пейзажи для марок многих стран, но именно спроектированные Мозером марки Австро-Венгрии, переведенные в гравюру на стали, в том числе и рассматриваемый нами снискали ему мировую славу.

Ф.Ширнбек блестяще доказал, что дефект зрения – не помеха при создании тончайших гравюр на стали. Кавалерийская марка Мозера по мастерству гравирования приближается к лучшим гравюрам Дюрера.

Конный портрет императора
Франца Иосифа
Австрия, 1908 г.
(Михель № 151)
Марка из Военной серии была не единственным и не первым обращением художника к теме лошади. В юбилейной серии 1908 года, посвященной 60-летию правления императора Франца-Йосифа, есть конный портрет монарха. Он нашел отражение на двух марках карминового цвета, которые отличаются пропорциями (одна из марок вытянута вверх по вертикали в соответствии с принятой тогда модой на японские какемоно). Одна почтовая миниатюра вышла в свет 1 января 1908 года, а вторая - 18 августа 1910 года. Обе марки имеют номинал 60 геллеров.

Мозера, так же как и его коллег по Венскому сецессиону, хорошо знали и любили в России. Его знали не только по маркам, которые приходили в Россию на письмах и открытках, но и по другим работам.

В фильме Брюса Бересфорда НЕВЕСТА ВЕТРА показаны письма с мозеровскими марками, которые служанки вносят в комнаты на металлических подносах. Но там были только марки с портретами Габсбургов. А на театр военных действий иногда присылали еще и корреспонденцию, франкированную “кавалерийской маркой”.


Андрей Дьяченко

8 февраля 2010 г.


^
 
 
 
 
©  HORSE on STAMPS 2003 -  
               


 
 
Hosted by uCoz