Першерон, несомненно, одна из лучших конских пород Франции. Эти мощные великаны получили
признание во всем мире: их можно встретить практически на всех континентах, на самых разных широтах
- от Австралии до Канады.
Першеронская порода лошадей выведена во Франции, в провинции Перш. Графство Перш располагалось
в Нормандии, к югу от устья Сены. Природные условия здесь идеально подходят для коневодства: на
хорошо увлажненных плодородных почвах вырастает богатый травостой, а умеренные температуры и обилие
водных источников позволяют содержать лошадей вне помещений большую часть года. Недаром еще в
средние века Нормандия стала одним из ведущих коневодческих районов Франции.
О времени появления першеронской породы единого мнения нет. Одни исследователи считают першеронов
потомками самых древних французских лошадей, другие утверждают, что порода недавнего происхождения,
так как стала известна только с начала ХIХ века. Дело в том, что коневодам Перша постоянно
приходилось учитывать требования времени, изменяя тип лошади.
Древнюю лошадь Перша описывают крепкой, среднего роста, обладавшей большой силой и очень
работоспособной. Масть ее обычно была гнедой, типичную для современных першеронов серую масть стали
культивировать позже. Во времена Цезаря на территории Перша разводили подвижную лошадь для конницы.
Позднее, в эпоху феодального рыцарства, появляется массивный, мощного сложения верховой рыцарский конь,
способный нести всадника в тяжелых доспехах, - он-то и стал прообразом першеронской породы. Но
прошли века, рыцарская кавалерия сошла со сцены, а першероны превратились в упряжных лошадей.
В XVIII веке першероны были разнотипными. Для городов выращивали тяжелых лошадей, для армии -
более легких верховых. Позднее крупные тяжеловозы стали пользоваться спросом на внешнем рынке, и
большинство хозяйств Перша стремилось «утяжелить» своих лошадей. Но для внутреннего рынка по-прежнему
разводили сухую и подвижную, не столь массивную лошадь.
Долгое время першероны были лучшими лошадьми для почтовых дилижансов. Однако в 1838 году началось
строительство первой французской железной дороги. Тогда першероны «переквалифицировались» на городские
омнибусы. Время омнибусов было золотым для першеронов. Спрос на этих лошадей был очень высок:
ежегодно для парижских омнибусов закупалось до 4 тысяч першеронов! К тому же развитие земледелия и
успехи сельского хозяйства поставили коннозаводство Франции на высокую ступень доходности.
Сегодня трудно точно установить, какие именно породы участвовали в формировании першерона. Есть
предположение, что в его жилах течет кровь датских и полукровных английских лошадей. Но что можно
утверждать абсолютно точно, так это то, что першерон - самая «арабизированная» порода тяжеловозов.
Доступ к восточным лошадям у нормандских коневодов появился еще в VIII веке, когда франкские рыцари
Карла Мартелла разгромили при Пуатье мавров. В конце XI века восточных лошадей привез граф Робер де
Ротру, участник первого крестового похода.
С 1760 года коневоды Перша получили возможность использовать арабских жеребцов из конного завода
Ле Пен. Во время Великой французской революции першеронская порода была почти полностью уничтожена.
Но потребность армии в лошадях возрастала, и уже в 1803 году появился декрет Наполеона, который
предписывал восстановить породу и организовать испытания. Были вновь созданы конные заводы и депо
жеребцов-производителей. Примерно в 1820 году в Перш были завезены арабские и турецкие жеребцы. Один
из них, турецкий Галлиполи, оставил в породе яркий след, а его прямой потомок Жан ле Блан оказал
огромное влияние на всю популяцию рабочих лошадей в районе Перша.
Хотя современный першерон - типичный тяжеловоз, арабская кровь заметно сказывается в нем.
Сухость сложения, прекрасные движения на рыси, более легкая голова выгодно отличают першеронов от
других пород этого типа. По-видимому, от арабских предков унаследована и нарядная серая масть.
В 1883 году во Франции было создано Общество першеронских коневодов и выпущен первый том
студбука першеронов, включавший 530 рожденных в Перше жеребцов и кобыл установленного происхождения
и с ярко выраженными признаками породы. Теперь совершенствование породы велось в основном путем
чистопородного разведения: с 1885 года в студбук записывают только тех лошадей, предки которых
упомянуты в первом томе. Сегодня племенные книги першеронов ведутся представителями Министерства
сельского хозяйства и синдикатами племенных хозяйств.
Все основные упряжные породы Франции в той или иной степени испытали влияние першерона. Особенно
тесная генетическая связь объединяет першерона с булонской породой, которая по своему облику
напоминает некрупного, сухого и породного першерона.
Наибольшего расцвета тяжеловозное коневодство достигло в период с 1880 по 1920 год, когда на лошадях
выполнялись все основные сельскохозяйственные и транспортные работы. Механизация производства привела
к резкому сокращению конского поголовья. Его минимум пришелся на 1960-70-е годы. Однако в дальнейшем,
особенно в 80-е годы, численность тяжеловозов вновь стала возрастать и продолжает расти сегодня.
Дело в том, что для тяжеловозных лошадей появились новые виды полезного использования. Помимо
сельскохозяйственных и транспортных работ, тяжеловозы нашли применение в спорте, разнообразных шоу
и индустрии отдыха. Очень важной областью использования тяжеловозов на Западе стало продуктивное
коневодство, развитие которого поощряется и дотируется государством.
Сегодня першероны составляют довольно многочисленную популяцию и входят в число наиболее
распространенных тяжелоупряжных пород Франции. Численность маток составляет около 4,5 тысяч голов,
что более чем в четыре раза превышает количество племенных кобыл всех четырех тяжеловозных пород,
разводимых в нашей стране.
Популярность и признание во многих странах мира першерон получил благодаря своим уникальным
качествам. Это порода, в которой удалось добиться сочетания ценнейших особенностей как тяжеловозных,
так и верховых лошадей. Першероны обладают унаследованными от арабских лошадей благородством,
сухостью конституции, гармоничностью сложения, энергией и легкостью движений и одновременно
массивностью и атлетической силой тяжеловоза. У них крупная, но изящная голова с широким лбом и
прямым профилем, живые глаза, широкие ноздри, красивой формы шея с развитым гребнем и пышной гривой,
хорошо развитая холка, косая лопатка, широкая и глубокая грудь, округлые ребра, короткие и прямые
спина и поясница, длинный, прямой и немного раздвоенный круп, сухие мускулистые ноги с широкими
сильными суставами, короткая и широкая пясть, крепкие копыта, щетки на ногах выражены несильно. Во
Франции предпочитают серую масть, но встречаются и вороные першероны. Их начали разводить в
основном для экспорта, особенно в Америку, которая покупала вороных першеронов как более практичных
в уходе. Другие масти, кроме серой и вороной, в породе практически не встречаются. Рост першеронов
варьируется от 158 до 175 см при живой массе около 700-900 кг. Они добронравны, с хорошим здоровьем
и легко приспосабливаются к различным условиям.
Правильность сложения, прекрасный экстерьер и энергичный темперамент у першерона дополняются большой
силой и выносливостью. В специальных испытаниях для тяжеловозов першероны показывают высокие результаты.
Груз весом в 1-2 тонны они легко везут рысью на довольно большие расстояния. В конце прошлого века
многие першероны, запряженные в омнибусы, ежедневно проходили до 65 км.
Першероны позднеспелы. Чтобы вырастить хороших жеребят, нужно полноценное кормление, пастбища,
активный моцион жеребых кобыл. Продолжительность заводского использования першеронов - 22-25 лет.
Скрещивание першеронов с другими, более легкими, породами дает хорошие результаты. Его используют
для получения охотничьих и спортивных лошадей.