Порода создавалась в районах Владимирского ополья, где преобладают плодородные, но тяжелые почвы. Для их обработки требовалась сильная лошадь. Кроме того, быстрорастущие города нуждались в гужевом транспорте. Это явилось предпосылкой для развития во Владимирской области тяжеловозного коневодства.
Эта порода крупных тяжеловозов была выведена путем скрещивания местных укрупненных крестьянских лошадей с клейдесдалями, шайрами и в меньшей степени суффольками и некоторыми другими. Новая порода официально была зарегистрирована в 1946 году. Поголовье животных сосредоточено на Гаврилово-Посадском и Юрьев-Польском конных заводах.
Несмотря на массивность, владимирские тяжеловозы отличаются сухостью конституции, подвижностью, энергичным темпераментом, добронравностью, выносливостью, свободными продуктивными движениями на шагу и рыси. Грива, чёлка и хвост густые, пышные, на ногах фризы. Масть главным образом гнедая, реже вороная, часто с большими отметинами на голове и ногах. Могучее телосложение животные унаследовали от отдалённых предков - шотландских лошадей клайдесдалей и английских шайров, а хорошие скоростные качества - от местных лошадей упряжного типа. У них крупный рост (средняя высота в холке - 166 см), а вес свыше 700 килограммов.
По работоспособности они превосходят лошадей других отечественных тяжеловозных пород. С грузом в 1,5 тонны они способны пробежать рысью 2 км быстрее, чем за 5 минут, а повозку с поклажей общим весом 4,5 тонны провозят на такое же расстояние за 12,5-13 минут.
Владимирские тяжеловозы - хорошие улучшатели местных пород.