Испанская высшая школа верховой езды в Вене - старейшая в мире. Датой ее основания считается 1572
год: тогда было начато строительство придворного "испанского манежа" для тренировки и обучения лошадей.
Однако к концу XVI века деревянное здание манежа пришло в полную негодность. В 1681 году император Леопольд I
принял решение соорудить на его месте новое здание: на первом этаже должен был располагаться манеж, на
втором - придворная библиотека. Строительство началось, несмотря на войну с турками: едва лошадей перевели
на новое место, как Вена оказалась в осаде. Обстрелы турецкой артиллерии нанесли манежу серьезный ущерб, но
едва враг отступил, как Леопольд I приказал реконструировать манеж. Надо сказать, что при этом
императоре Венская школа процветала: он ввел при дворе конные выступления в сопровождении оркестра.
Современное здание зимнего манежа, где проходят выступления Испанской высшей школы, было открыто в
1735 году. Его автор - знаменитый архитектор барокко Фишер фон Эрлах. Интерьер манежа поражает не только
великолепием, но и размерами: длина его 55 м, ширина 17 м и высота 17 м. В прошлом в нем не только
тренировали лошадей, но и устраивали грандиозные придворные празднества. Здесь выступал Бетховен и
заседал парламент. Однако с 1955 года манеж полностью отдан Испанской школе верховой езды.
Что же такое Испанская высшая школа верховой езды сегодня? Живой музей? Конный театр? Здесь верховая
езда возведена в ранг искусства, которое постигается кропотливым и упорным трудом. Путь к вершинам
мастерства здесь растягивается на долгие годы. Лишь выездив хотя бы одну лошадь, всадник получает право
носить традиционную униформу школы. Одновременно в школе 60 лошадей и только 4 ученика и 12 выступающих
берейторов. С каждым из учеников занимаются два тренера из числа выступающих берейторов. Первые
полгода-год уходит на освоение правильной посадки: ученик ездит только на корде. Затем он садится на
готовую лошадь: так учителю легче показать каждое упражнение. Только через 4-6 лет обучения ученику
позволят самому выезжать лошадей.
Подготовка лошади ведется неспешно, постепенно. Каждую осень в школу поступают 8-9 молодых жеребцов
в возрасте трех с половиной лет. Первый год обучения посвящен выработке естественного баланса при
движении по прямой. Второй год - строевая езда: много работают на кругу, в углах, начинается езда в
сборе. В конце года обучают остановкам, пируэтам на шагу, осаживанию. Лишь по завершении этой стадии
можно начинать работать над элементами высшей школы верховой езды: эта последняя стадия подготовки
лошади может быть очень продолжительной. К школьным прыжкам переходят только, когда лошадь уже обучена
пиаффе и пассажу. Основой для прыжков является левада: во время пиаффе сбор увеличивают до такой
степени, что вся тяжесть тела лошади переносится на задние ноги. Сложнейшие прыжки баллотада и
каприоль требуют большой силы отталкивания задними ногами. Все упражнения сначала отрабатываются на
трензеле, мундштук надевают только на "готовую" лошадь. При работе на корде, вожжах, в пилярах
пользуются развязками и кавессоном, который давит на нос лошади. Такая осторожная работа позволяет
сохранять здоровье лошади до глубокой старости: в Вене лошади выступают иногда до 30 лет.
Главное в Венской школе - стремление к идеалу, поиски совершенства, понимание верховой езды как
искусства. Венская школа вне моды, вне конкуренции, вне времени. Ее название давно стало синонимом
бережного отношения к истории и верности традициям. Недаром австрийцы в ряду национальных культурных
ценностей помещают Испанскую высшую школу верховой езды на второе место.
ЛИППИЦИАНЫ
Испанская высшая школа верховой езды работает только с лошадьми липпицианской породы. Липпицианы
были выведены специально для нужд Венского королевского двора. В 1580 году в словенском селении Липица,
расположенном в 25 км от берега Адриатического моря, был основан один из старейших среди ныне
существующих в Европе конных заводов. Первоначально в Липицу поступили испанские и северо-итальянские
лошади, в XVIII веке к ним добавились происходящие от испанских неаполитанские и фредериксборгские.
Из пород не испанского типа в выведении липпицианов участвовала лишь арабская. Только липпицианы,
андалузцы, португальские лузитано и крайне малочисленные кладрубы из Чехии до наших дней сохранили
старинный тип лошади испанской крови, тип лошади "в стиле барокко". Липпицианские лошади не слишком
крупны (около 152-158 см в холке), и этот стандарт поддерживается во избежание изменения пропорций
тела лошади. Липпицианы покоряют особой элегантностью и непривычным сочетанием пышности форм и общего
впечатления легкости и изящности, движения их картинны и величественны. Голова у них горбоносая, с
удлиненной лицевой частью, с большими выразительными глазами, шея очень высоко поставленная, длинная
и широкая, с длинным затылком, холка средней высоты. Корпус очень широкий и глубокий, удлиненный,
на низких костистых ногах; спина часто мягковата: без сбора лошадь может показаться несколько растянутой.
Круп очень широкий и мощный, но хвост, благодаря арабскому влиянию, приставлен достаточно высоко.
Грива и хвост у липпицианов средней густоты, шелковистые, а щетки маленькие или почти отсутствуют.
Масть серая (светло-серая), но изредка встречаются гнедые, вороные, рыжие: в разведении их не
используют, но в Вене по традиции всегда держат одного гнедого жеребца.
После распада Австро-Венгерской империи в 1918 году липпицианская порода оказалась разделенной
государственными границами: часть лошадей осталась в Югославии, часть в Австрии. В 1920 году в Пибере,
недалеко от Вены, был создан конный завод липпицианов. Сегодня именно Пибер поставляет лошадей для
Испанской высшей школы верховой езды.