Информация,
  заметки, статьи

  о Сайте
  о Лошадях и спорте
 
о Лошадях на марках
  о Марках и филателии
  о Географии и странах

  Дополнительные разделы
[главная]     [каталог]     [темы]     [информация]     [гостевая]     [ссылки]
English version     Русская версия

Информация/Испанская школа верховой езды

        Императорский зимний манеж в Вене. Вдоль стен ряды колонн, к лепному потолку подвешены огромные люстры. Все как в театре, только вместо сцены... песок. Зрители заполняют галереи. Звучит классическая музыка, и на манеже появляется смена всадников на белоснежных лошадях. В черных треуголках, ботфортах, коричневых фраках, на седлах образца XVIII века, они словно явились из далекого прошлого. Их слаженные движения создают ощущение танца: роскошные белые жеребцы в раззолоченных оголовьях выполняют сложнейшие элементы выездки легко и непринужденно. За кадрилью следует Па-Де-Де. Верх мастерства - так называемая высшая школа верховой езды над землей. Вот лошадь спокойно и ровно поднимается на задние ноги и замирает, словно статуя, - это левада. Затем следует прыжок с приземлением на задние ноги - курбет, а вот самый сложный из школьных прыжков - каприоль: с силой выпрыгнув вперед и вверх, лошадь в полете резко выпрямляет задние ноги. Представление окончено. Покидая манеж, всадники снимают треуголки перед висящим на стене портретом императора Карла VI.

Испанская высшая школа верховой езды в Вене - старейшая в мире. Датой ее основания считается 1572 год: тогда было начато строительство придворного "испанского манежа" для тренировки и обучения лошадей. Однако к концу XVI века деревянное здание манежа пришло в полную негодность. В 1681 году император Леопольд I принял решение соорудить на его месте новое здание: на первом этаже должен был располагаться манеж, на втором - придворная библиотека. Строительство началось, несмотря на войну с турками: едва лошадей перевели на новое место, как Вена оказалась в осаде. Обстрелы турецкой артиллерии нанесли манежу серьезный ущерб, но едва враг отступил, как Леопольд I приказал реконструировать манеж. Надо сказать, что при этом императоре Венская школа процветала: он ввел при дворе конные выступления в сопровождении оркестра.

Современное здание зимнего манежа, где проходят выступления Испанской высшей школы, было открыто в 1735 году. Его автор - знаменитый архитектор барокко Фишер фон Эрлах. Интерьер манежа поражает не только великолепием, но и размерами: длина его 55 м, ширина 17 м и высота 17 м. В прошлом в нем не только тренировали лошадей, но и устраивали грандиозные придворные празднества. Здесь выступал Бетховен и заседал парламент. Однако с 1955 года манеж полностью отдан Испанской школе верховой езды.

Что же такое Испанская высшая школа верховой езды сегодня? Живой музей? Конный театр? Здесь верховая езда возведена в ранг искусства, которое постигается кропотливым и упорным трудом. Путь к вершинам мастерства здесь растягивается на долгие годы. Лишь выездив хотя бы одну лошадь, всадник получает право носить традиционную униформу школы. Одновременно в школе 60 лошадей и только 4 ученика и 12 выступающих берейторов. С каждым из учеников занимаются два тренера из числа выступающих берейторов. Первые полгода-год уходит на освоение правильной посадки: ученик ездит только на корде. Затем он садится на готовую лошадь: так учителю легче показать каждое упражнение. Только через 4-6 лет обучения ученику позволят самому выезжать лошадей.

Подготовка лошади ведется неспешно, постепенно. Каждую осень в школу поступают 8-9 молодых жеребцов в возрасте трех с половиной лет. Первый год обучения посвящен выработке естественного баланса при движении по прямой. Второй год - строевая езда: много работают на кругу, в углах, начинается езда в сборе. В конце года обучают остановкам, пируэтам на шагу, осаживанию. Лишь по завершении этой стадии можно начинать работать над элементами высшей школы верховой езды: эта последняя стадия подготовки лошади может быть очень продолжительной. К школьным прыжкам переходят только, когда лошадь уже обучена пиаффе и пассажу. Основой для прыжков является левада: во время пиаффе сбор увеличивают до такой степени, что вся тяжесть тела лошади переносится на задние ноги. Сложнейшие прыжки баллотада и каприоль требуют большой силы отталкивания задними ногами. Все упражнения сначала отрабатываются на трензеле, мундштук надевают только на "готовую" лошадь. При работе на корде, вожжах, в пилярах пользуются развязками и кавессоном, который давит на нос лошади. Такая осторожная работа позволяет сохранять здоровье лошади до глубокой старости: в Вене лошади выступают иногда до 30 лет.

Главное в Венской школе - стремление к идеалу, поиски совершенства, понимание верховой езды как искусства. Венская школа вне моды, вне конкуренции, вне времени. Ее название давно стало синонимом бережного отношения к истории и верности традициям. Недаром австрийцы в ряду национальных культурных ценностей помещают Испанскую высшую школу верховой езды на второе место.

ЛИППИЦИАНЫ

Испанская высшая школа верховой езды работает только с лошадьми липпицианской породы. Липпицианы были выведены специально для нужд Венского королевского двора. В 1580 году в словенском селении Липица, расположенном в 25 км от берега Адриатического моря, был основан один из старейших среди ныне существующих в Европе конных заводов. Первоначально в Липицу поступили испанские и северо-итальянские лошади, в XVIII веке к ним добавились происходящие от испанских неаполитанские и фредериксборгские. Из пород не испанского типа в выведении липпицианов участвовала лишь арабская. Только липпицианы, андалузцы, португальские лузитано и крайне малочисленные кладрубы из Чехии до наших дней сохранили старинный тип лошади испанской крови, тип лошади "в стиле барокко". Липпицианские лошади не слишком крупны (около 152-158 см в холке), и этот стандарт поддерживается во избежание изменения пропорций тела лошади. Липпицианы покоряют особой элегантностью и непривычным сочетанием пышности форм и общего впечатления легкости и изящности, движения их картинны и величественны. Голова у них горбоносая, с удлиненной лицевой частью, с большими выразительными глазами, шея очень высоко поставленная, длинная и широкая, с длинным затылком, холка средней высоты. Корпус очень широкий и глубокий, удлиненный, на низких костистых ногах; спина часто мягковата: без сбора лошадь может показаться несколько растянутой. Круп очень широкий и мощный, но хвост, благодаря арабскому влиянию, приставлен достаточно высоко. Грива и хвост у липпицианов средней густоты, шелковистые, а щетки маленькие или почти отсутствуют. Масть серая (светло-серая), но изредка встречаются гнедые, вороные, рыжие: в разведении их не используют, но в Вене по традиции всегда держат одного гнедого жеребца.

После распада Австро-Венгерской империи в 1918 году липпицианская порода оказалась разделенной государственными границами: часть лошадей осталась в Югославии, часть в Австрии. В 1920 году в Пибере, недалеко от Вены, был создан конный завод липпицианов. Сегодня именно Пибер поставляет лошадей для Испанской высшей школы верховой езды.


 
 
 
(c) Золотой Мустанг (3'2000)
 
 
 
 
©  HORSE on STAMPS 2003 -  

 
 
Hosted by uCoz