Сюй Бэй-хун, Жю Пэон (Xu Beihong)
Сюй Бэй-хун, Жю Пэон (19.06.1895 - 26.09.1953) – известный китайский живописец и график.
Родился в 1895 году в уезде Исин, провинции Цзянсу. Учился у своего отца Сюй Да-чжана в Шанхае, а с 1919 в Париже у П. А. Ж. Даньян-Бувре и в Берлине. Работал в жанрах "цветы-птицы", "люди" – тушью и водяными красками, а так же в технике акварели и маслом.
Сюй Бэй-хун считается одним из крупнейших мастеров в технике «гохуа». Гохуа - «национальная живопись», термин, появившийся на рубеже ХIХ-XX веков, обозначает современную китайскую живопись минеральными и растительными водяными красками и тушью на шелковых и бумажных свитках, веерах, экранах, альбомных листах. Изначально стиль создавался как противовес канонической китайской живописи.
Произведения гохуа основаны на соединении живописных и графических приемов, с включением в композицию картины каллиграфической поэтической надписи. Им свойственны философская глубина, поэтичность, тонкое чувство природы, тяга к вечным темам бытия вселенной. Гохуа поражает своей утонченностью, предельным вниманием к самым мелким деталям, каждая из которых имеет собственный смысл, освященный древним ритуалом. Картина создается абсолютно без черновых набросков, отточенными движениями кисти художника, как бы атакующего лист, мазок за мазком. Гохуа - это не просто особая техника живописи, это другой образ миросозерцания, другая философия.
Для гохуа существует 16 различных кистей, которые по-разному применяются в зависимости от того, каким способом пишется картина. Есть также четыре вида письма гохуа : способом суньфа пишется рельеф, способом дяньфа — листва на деревьях, лишайники и мох, способом жаньфа — небо, звезды и большие поверхности, способом гоуфа — контурные рисунки. В зависимости от избранного метода художник и кисть держит по-разному: наклонно или вертикально, с нажимом или без нажима. В живописи гохуа существует и освященное традицией деление на стили. К самым популярным стилям гохуа относятся «цветы и птицы», «горы и воды», изображения лошадей, а также карпов, креветок, насекомых, бытовые сцены.
Первые мастера, работавшие в технике гохуа (живописцы Жэнь Бо-нянь, У Чан-ши, Чэнь Ши-цзэн), стремились обогатить традиционные методы обращением к натуре. С течением времени гохуа становится все более разнообразной по сюжетам, в ней появляются лирические и жанровые композиции на темы современности. Дальнейшее развитие национальной живописи шло двумя путями : одни живописцы предпочитали традиционную манеру исполнения и национальные технику и средства (Ци Бай-ши, Пань Тянь-шоу, Ли Кэ-жаня), другие же пытались объединить национальные художественные традиции с достижениями и принципами европейской реалистической живописи (перспективу, игру света и тени и др.), к последним принадлежал и Сюй Бэй-хун.
В произведениях Сюй Бэй-хуна мягкая лепка формы сочетается с силой и чёткостью линий. Работы Сюй Бэй-хуна, посвященные жизни природы очень лиричны, они проникнуты духом ясной поэзии. Особое место в его творчестве занимали лошади. У него есть известный цикл картин, посвященных лошадям. Его жанровые и исторические композиции, нередко насыщены героическим пафосом и острым психологизмом.
С 1949 и до самой своей смерти в 1953 году Сюй Бэй-хун был директором Центральной Академии Художеств в Пекине и председателем Всекитайской ассоциации деятелей литературы и искусства. В Пекине открыт Мемориальный музей Сюй Бэй-хуна.
В Москве его работы впервые демонстрировались в 1991 году в Государственном музее искусства народов Востока. ("Отдыхающая лошадь", 1930, бумага, тушь, Музей искусства народов Востока, Москва)