о Лошадях и спорте   о Лошадях на марках   о Марках и филателии   о Географии и странах   Дополнительные разделы |
[главная] [каталог]     [темы]     [информация]     [гостевая]     [ссылки] |
|
|||||||
Информация/о сюжетах /Художник Коломан Мозер (1868 – 1918) КОЛОМАН МОЗЕР (1868 – 1918)
В середине последнего десятилетия девятнадцатого века в искусстве Европы и США расцвел стиль модерн, нашедший ярчайшее проявление в прикладной графике. В эти годы полиграфисты уже имели в распоряжении довольно совершенное оборудование для типографской и литографской печати, продолжала совершенствоваться металлография. Обложки и переплеты книг, театральные программы и прейскуранты торговых фирм украшались орнаментами причудливых форм. Тема лошадиной головы в изящном изгибе нередко становилась украшением орнаментальной рамки и стала одной из визитных карточек модерна. К тому же в эту эпоху художники стали создавать свои оригинальные шрифты, так что произведения прикладной и книжной графики переживали эпоху перемен. Для модерна характерны декоративно-плоскостная моделировка форм (в изобразительном искусстве), культ извивающихся линий (в декоративно-прикладном искусстве), свободная компоновка объемов в архитектуре. Мастера прикладной графики сразу же стали использовать все эти новшества, в результате чего появился совершенно новый стиль оформления журналов и газет, а также рекламных материалов. В 1897 году в Вене возникло интереснейшее художественное объединение “Венский сецессион”. Оно оказало огромное влияние на всю дальнейшую эволюцию европейской графики. Художники-сецессионисты сдавали в архив принципы академического искусства и викторианского дизайна. Они ввели особое – “геометрическое” – построение произведений прикладной графики: строгая система рамок создавала своеобразный геометрический орнамент. Одним из разработчиков этого орнамента был замечательный график и мастер прикладной графики Коломан Мозер. Его отношение к иппологической теме исчисляется всего тремя марками, но они навсегда вошли в историю австрийского модерна и поэтому заслуживают внимания.
"Кавалерийская марка" из "Военной серии" К.Мозера имеет номинал 5 геллеров. Благотворительная надбавка составила 2 геллера. Это редкий пример восьмиугольной композиции, к которой редко прибегали художники при изображении кавалерии (считалось, что сложная геометрия рамки сковывала пространство изображения). Но восьмиугольник не повредил пространственным свойствам рисунка. Художник сохранил простор и трехмерность. Изображение представляет собой уравновешенную и гармоничную композицию. Всадники движутся справа налево, создавая ощущение трудного военного похода. Они спускаются с холма. Мозер не был баталистом, но эстетика геометрического стиля позволяла вписать в заранее начертанную рамку любой “знаковый набор”. На этот раз таким набором стали абрисы четырех кавалеристов. Они почти силуэтны и зритель лишен возможности познакомиться с деталями обмундирования и шпор, но контуры всадников очень тщательно проработаны. Концепция Мозера предусматривала геометризацию графического объекта, будь то плакат, этикетка для коробочки, наклейка для флакона духов, книжный переплет или почетный диплом. В те годы многое в области графики малых форм определяли шаблоны банкнотного дизайна. Почтовую открытку и марку по праву считали официальным, высоким жанром, к ее оформлению относились в высшей степени серьезно. Проекты готовили академики и профессора, а утверждали их монархи и президенты. Именно в этот период сверхофициального и сверхтрепетного отношения к прикладной графике с государственной символикой и пришел в почтовый дизайн тридцатипятилетний художник Коломан Мозер. Он создавал эскизы почтовых марок Лихтенштейна, Боснии-и-Герцеговины и, конечно же, Австрии. Говоря о мозеровских марках, нельзя не упомянуть имя легендарного гравера Фердинанда Ширнбека – виртуозного мастера гравюры. Он был учеником талантливого венского гравера Лауфбергера. Имея всего один глаз, Ширнбек добился огромных успехов в гравюре на металле (успешно работая при этом и в технике гравюры на дереве). Он гравировал портреты и пейзажи для марок многих стран, но именно спроектированные Мозером марки Австро-Венгрии, переведенные в гравюру на стали, в том числе и рассматриваемый нами снискали ему мировую славу. Ф.Ширнбек блестяще доказал, что дефект зрения – не помеха при создании тончайших гравюр на стали. Кавалерийская марка Мозера по мастерству гравирования приближается к лучшим гравюрам Дюрера.
Мозера, так же как и его коллег по Венскому сецессиону, хорошо знали и любили в России. Его знали не только по маркам, которые приходили в Россию на письмах и открытках, но и по другим работам. В фильме Брюса Бересфорда НЕВЕСТА ВЕТРА показаны письма с мозеровскими марками, которые служанки вносят в комнаты на металлических подносах. Но там были только марки с портретами Габсбургов. А на театр военных действий иногда присылали еще и корреспонденцию, франкированную “кавалерийской маркой”. Андрей Дьяченко
8 февраля 2010 г. ^         |
© HORSE on STAMPS 2003 -   | |
|