Памятник национальному герою башкирского народа, видному сподвижнику Емельяна Пугачева,
поэту Салавату Юлаеву был открыт 17 ноября 1967 года в Уфе. Автором памятника является известный
монументалист, народный художник Северо-Осетинской и Башкирской АССР Сосланбек Дафаевич Тавасиев.
Скульптура Салавата Юлаева является самой крупной конной статуей в стране. Высота памятника
достигает 9,8 метров, вес - 40 тонн.
Считается, что памятник Салавату Юлаеву стал самым лучшим творением Тавасиева, который работал
над ним на протяжении 30 долгих лет. Перед началом работы он собрал всю имеющуюся о герое
литературу, изучил архивные материалы и народный фольклор. Постепенно в воображении художника
создавался цельный образ. С самого начала Тавасиев решил изобразить Салавата верхом на коне.
А раз так, то нужно было выбрать самый ответственный период в жизни народного героя. Известно,
что Салават со своим отрядом был послан на подкрепление правительственных войск, идущих на
разгром Пугачева. Но Салават принял решение примкнуть к царю-атаману и поддержать народное восстание.
Момент принятия этого решения и запечатлен Тавасиевым.
Привстав на стременах, могучей рукой натянув поводья, всадник на высоком утесе осадил
разгоряченного коня. Смелое, волевое лицо, энергичный, поднятый в призывном движении жест правой
руки с плетью-камчой. Салават как бы обращается к своим товарищем с призывом идти к Пугачеву.
Модель памятника в натуральную величину из гипса была закончена к 1963 году. Она была обсуждена крупнейшими специалистами в Москве и официально принята коллегией Министерства культуры СССР. После чего, Тавасиев привез ее в Уфу, где она была установлена в фойе Башкирского государственного театра оперы и балета. По свидетельству самого автора, все одобряли и хвалили его работу. Но одна женщина башкирка заметила, что для батыра фигура "тавасиевского Салавата" оказалась слишком по юношески хрупкой. Это замечание заставило Сосланбека Дафаевича поработать над совершенствованием памятника.
Скульптура отливалась на Ленинградском заводе "Сонументскульптура", в качестве материала был использован бронзированный чугун. Руководители, инженеры и рабочие завода работали с любовью. Это была очень сложная, трудоемкая работа. Отливали памятник в течение полутора месяцев. Крупная конная скульптура, опирающаяся на три точки (со значительным смещением центра тяжести, связанным с приданием скульптуре большей динамичности и выразительности), а также наличие больших ветровых нагрузок потребовали специального расчета. Вопрос был решен путем устройства уникальной стальной рамы, заделанной основанием в железобетонный постамент и пропущенной через опирающиеся ноги, пустотелый корпус коня и фигуру всадника.
В ходе литься Тавасиев продолжал совершенствовать свое произведение. Одновременно скульптор отстаивал свое решение поместить памятник на самое возвышенное место на правом, крутом берегу реки Белой. Однако не все поддержали эту идею. На страницах республиканской печати развернулась настоящая дискуссия. Предлагалось поставить памятник напротив горсовета, на Советской площади, в Демском районе и т.д. Известный советский скульптор Вучетич считал, что для задумки Тавасиева конная скульптура должна быть намного больше. Но Сосланбек Дафаевич упорно стоял на своем, ибо в любом другом случае нарушилось бы композиционное решение - опора на три точки. Увеличение веса привел бы к необходимости "ставить коня на четыре ноги", то есть ломать саму идею композиции. И Тавасиев победил - отстоял свое детище!
Памятник Салавату, признанный крупным достижением отечественной монументальной скульптуры,
стал яркой достопримечательностью Уфы, национальным достоянием.
Изображение памятника национальному герою Салавату Юлаеву стало центральным
элементом в гербе Республики Башкортостан.
Источники :
Сайт о Салавате Юлаеве (http://ulaev-salavat.narod.ru)